百字碑»吕洞宾
1. 养气忘言守,降心为不为。 2. 动静知祖宗,无事更寻谁。 3. 真常须应物,应物要不迷。 4. 不迷性自住,性住气自回。 5. 气回丹自结,壶中配坎离。 6. 阴阳生反覆,普化一声雷。 7. 白云朝顶上,甘露酒须弥。 8. 自饮长生酒,逍遥谁得知。 9. 坐听无弦曲,明通造化机。 10. 都来二十句,端的上天梯。
1. Питая ци, забывай слова и удерживай. Успокой сердце и осуществляй не-деяние. «Удерживай» – указание на определённую психофизическую работу, созерцание. «Не-деяние» – важнейшая даосская концепция, подразумевает не нарушение естественного хода вещей, а не ничегонеделание, как часто неверно полагают.
2. В движении и покое познай предка рода. В отсутствии дел кто ещё нужен? «Движение и покой» – как сказано в комментарии Чжан Саньфэна: движение и покой – это одно инь (покой) и одно ян (покой), а одно инь и одно ян – Дао («Одно инь и одно ян именуются - Дао» «И Цзин»). «Предок рода», согласно комментариям Чжан Саньфэна – то, что порождает нас.
3. В подлинном постоянстве нужно откликаться вещам. Откликаясь вещам необходимо не заблудиться [в них].
4. Не заблудишься и природа сама заживет. Природа заживет и ци само возвращается. «Природа» - имеется ввиду природа, сущность человека. «Природа сама заживет» – природа обретет естественную самостоятельность. «Ци само возвращается» – имеется ввиду возвращение ци в изначальное состояние и изначальное место хранения (что часто обозначается как прежденебесное состояние).
5. Ци возвращается и киноварь сама вызревает. Внутри сосуда соединяются кань и ли. «Киноварь (дань)» – или изначальное ци, хранимое в нижнем киноварном поле (нижний дань тянь), или сущность-цзин. «Кань и ли» - названия триграмм, символически указывающие на воду и огонь, или на еще не очищенные до конца (посленебесные), инь и ян. Соединение этих субстанций – этап на пути совершенствования.
6. Инь и ян много раз рождают. Повсюду зазвучит раскат грома. «Инь и ян» - уже очищенные субстанции, которые соединившись, порождают дух-шэнь. «Раскаты грома» - по комментариям Чжан Саньфэна, этот звук раздается, когда инь и ян начинают рождать дух-шэнь, триграмма соответствующая грому – одна янская черта внизу и две иньские наверху, ян только родилось.
7. Белые облака поднимаются к вершине. Вино сладкой росы достигает [горы] Сумеру. «Вершина» и «Сумеру (гора)» – обозначения верхнего киноварного поля (верхний дань тянь), вся же строка указывает на определенные феномены, когда энергии определенного качества достигают верхнего киноварного поля.
8. Сам пьешь продлевающее жизнь вино. И кто же тогда познает блаженство? Строка указывает на то, что при достижении такого уровня у практикующего продляется жизнь, и он познает блаженство, неведомое другим.
9. Сидишь и слышишь музыку без струн. Постигаешь механизм создания и превращения. «Музыка без струн» - на этом этапе совершенствования можно слышать небесную музыку.
10. Все двадцать предложений написал. Окончил лестницу, ведущую на Небо.
© Лобусов Е. 2006 |